МАСТЕР-КЛАСС
«Специфика вокально - хоровой работы в детском дошкольном коллективе»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Вокально – хоровая работа в ДОУ является важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Все образовательные области взаимосвязаны в вокально-хоровой работе. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, на распев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, обогащается словарный запас.
Вокальное воспитание благоприятно действует и на физическое развитие детей, на общее состояние организма ребенка, на дыхательную систему, тесно связано с сердечно – сосудистой системой. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Огромные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пению в хоре, ансамблях, участие в праздниках, развлечениях, концертах, выступлениях на сцене. Дети чувствуют характер, настроение песни, сопереживают всему, о чем поется в песне, проявляют эмоциональное отношение, понимают музыкальный образ песни.
Занятия пением помогают развивать социально-коммуникативные качества, совместное пение развивает чувство коллективизма. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.
И познавательное развитие – текст песен помогает ребёнку осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и даёт им возможность выразить свои чувства.
Самая главная моя педагогическая идея научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что реализуется в процессе занятий по вокально-хоровой работе, для этого я поставила следующую цель работы: Обучить детей дошкольного возраста певческим навыкам. Из цели вытекают след задачи, у меня их 7, каждой я присвоила нотку.
• «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
• «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
• «Ми» - формирование певческих навыков;
• «Фа» - развитие исполнительского мастерства;
«Соль» - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
• «Ля» - усвоение навыков хорового пения;
• «Си» - развитие детского песенного творчества.
Структура занятия у меня традиционная, просто в этой структуре я использую разнообразные технологии, чтобы детям было интересно заниматься. Мы учим детей петь не для утренников, концертов, детских развлечений.
Главная цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств.
Голос – инструмент общедоступный, а петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Но вокальное воспитание дошкольников как таковое на сегодняшний день не оформилось в систему теоретических и методических разработок по ряду причин:
а) существующее мнение о том, что обучать детей пению нужно с 7 лет, т.к. вокальная мышца выделяется из основной массы мускулов гортани;
б) недостаточная разработанность вопросов физиологического строения голосового аппарата;
в) отсутствие методической базы обучения детей вокально-хоровым навыкам.
Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не в 7 лет, а раньше.
Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, т.к. в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические
характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимого объема памяти, развития восприятия, воображения, речевых функций.
Вокально-хоровая работа включает:
v работу над певческой установкой;
v над певческим дыханием;
v над звукообразованием и динамикой;
v над артикуляцией и дикцией;
v вокальные упражнения;
v над ритмом и темпом;
v работа над расширением диапазона;
v над интонацией и выразительностью.
Ниже предлагаются приемы в вокально-хоровой работе с детьми.
Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. Например, мы можем устроить примерку «Пиджачка»: надели пиджачок (полукруговые движения плечами вперед, «пиджачок сняли» назад).
Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений.
- Сидит дед, ему сто лет, а мы детки маленькие, у нас спинки пряменькие.
- Если хочешь стоя петь - головою не вертеть.
- Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний. Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот». Контроль производим, положив на него руку. Так же всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.
Упражнение «Ладошки».
На счет «раз» делаем хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно делаем короткий, шумный вдох носом, сразу же после шумного вдоха ладошки разжимаются и происходит неслышный абсолютно пассивный выдох через рот. На «два» опять делаем вдох, о выдохе думать нельзя, считаем мысленно только вдохи.
Медленная ходьба: на 2 шага – вдох, на 2 – выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4, 6, 8, 10 шагов.
Дети с удовольствием выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка «Егорки», которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха. Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…. – используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.
Артикуляционная гимнастика занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, а также выразительную дикцию. Сначала мы отправляемся в мир сказок и путешествуем вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, нёбом.
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку)
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы)
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу)
Работа над звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы.
1. Пение с приставленной к уху ладонью
2. «Колокол» –пропевать на одном звуке «бом! бом!», долго протягивая звук «м», помогает ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает верхний резонатор.
3. Пение, приложив пальцы к кадыку.
4.Пение с закрытым ртом.
Артикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция — важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения.
Упражнения для губ.
1.Покусать губы (нижнюю, верхнюю)
2. Вытянуть губы (поцелуй – губы трубочкой)
3. Постучать губами закрытыми /па-па-па/ начинать низко и поднимать голос вверх.
4. С карандашом во рту рисовать круг, квадрат, треугольник.
Упражнение для подбородка.
«Вез корабль карамель, налетел корабль на мель» (проговариваем, указательные пальцы стоят на щеках и контролируют открывание подбородка).
Упражнение (фальцет):
гу
у реки на зелёном лу показать рукой
су
я корову – бурёнку па повышение голоса
му
ву - му – му, ву – му
гу
я корову свою сбере
Навык чистого интонирования является одним из самых сложных. "Распевание"- это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. Метод игрового распевания Евтодьевой А.П. отличный тому пример. Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Берутся знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумывается для них лёгкий, понятный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях.
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. И обязательно после распевания делать акцент на то, что мы теперь высокий и средний голосок из этой распевки не оставляем жить в картинке, а ЗАБИРАЕМ с собой в ПЕСЕНКУ.
Упражнения:
Многие воспитатели и дети путают понятия: громко - звонко. Конечно же, слово «громко» не должно быть в лексиконе муз. занятия. Только «звонко». Как только дети начинают сбиваться на крик, поможет «Схема песни», вспомним- из чего состоит песенка? (нотка+ буква+ сердечко)… а значок «крика» здесь есть? Нет… тогда зачем он нам нужен, он только мешает нам, хочет поссорить сердечко, нотку и буквочку, влезть к ним в домик- как медведь в теремок. Всегда говорю ребятам одну фразу: «Крик- это враг пения»,
Как добиться звонкого пения? Существует и такая проблема - как только мы убираем крикливое и громкое пение- звук и яркость пения уходят с ними.
Как же это исправить? Дело в том, что многие дети поют зажатым ртом, плохо его открывают. Тут очень важен такой показ и рассказ: «Ребята! Я покажу вам сейчас 2 примера - спою эту строчку вот так: На своём примере показываю – пение зажатыми губами и зубами - пою какую-то фразу, даже немного утрирую. И вот так: - открываю шире рот, набираю дыхание и пою звонко.
А ещё очень действенный приём, когда дети поют тихо: я предлагаю поискать и найти – где у них находится кнопка для усиления звука? Ну, как в телевизоре. Они серьёзно так ищут, я вместе с ними и, наконец, находим – пупок! Вот она, кнопка! Подвожу к себе ребёнка, говорю: «Ну-ка, где твоя кнопочка, давай проверим - работает?» Ребёнок нажимает на пупочек- и поёт так звонко!
Мы так часто на занятии употребляем словосочетание «чистое пение». Мы просим детей: «Ребята! Пойте чисто!» А понимают ли они смысл этой фразы? Оказывается, дети- не могут сформулировать точно- что это такое. Приходится опять прибегать к примерам:
- играю мелодию, и на этом фоне пою, страшно фальшивя.
- играю мелодию и пою с ней в унисон.
Что изменилось, как красивей, почему?
И вот только тогда, когда дети сами поймут и сформулируют, что голоса должны сливаться воедино: детей, инструмента, музыкального работника или воспитателя: как ручьи сливаются в речку, как цветы в красивый букет, как струи фонтана в красивый рисунок.
Обучение пению – длительный и сложный процесс. Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства. Протагор
16.02.2021 г. – 19.02.2021 г.
Праздники, посвященные Дню защитников Отечества
02.03.2021 г. – 06.03.2021 г.
Праздники "8 марта - женский день"
12.04.2021 г.
Праздники "День космонавтики"
29.04. - 30.04. 2021 г.
Праздники, посвященные Дню Победы.
26.05. - 28.05. 2021 г.
ПРАЗДНИК "ВЫПУСК В ШКОЛУ"
01.06. 2021 г.
ПРАЗДНИК "ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ"
11.06. 2021 г.
ПРАЗДНИКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ
08.07. 2021 г.
"ДЕНЬ ЛЮБВИ, СЕМЬИ И ВЕРНОСТИ"
27.10. - 29.10. 2021 г.
"ОСЕНИНЫ"
27.12. - 29.10. 2021 г.
НОВОГОДНИЕ ПРАЗДИКИ
17.02. - 22.02. 2022 г.
ПРАЗДНИКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
07.02 2022г.
МАСТЕР-КЛАСС
«Инновационный технологии в музыкальном воспитании дошкольников»
Еще в древние времена педагогам было известно: какие огромные возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве в интеграции различных видах художественной деятельности. Вдумайтесь!
Еще Платон говорил: «Воспитание музыкой надо считать самым главным! Ритмы гармонии глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим. Он будет упиваться ею, восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
Игровое, творческое развитие ребенка, его природная музыкальность и способности к творческому самовыражению - вот самая главная наша цель для дальнейшей самореализации в его жизни.
Здесь и сейчас, уважаемые коллеги, вы узнает, что существуют музыкальные методы и приемы, которые Вы, не имея музыкального образования, можете спокойно использовать в своей деятельности с воспитанниками. Вы скажете: «Это трудно!». Я скажу Вам, что это интересно, а интерес – это локомотив, который преодолеет любые преграды.
Итак, мы начинаем! Звучащие жесты! Это первые инструменты человека. Инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые помогают нам организовать музицирование при отсутствии каких-либо музыкальных инструментов.
1. Упражнение «Дождик»
Дождик капнул на ладошку, кап… - щелчки сверху вниз
На цветок и на дорожку , кап… - ладонями поочередно по груди
Застучал по крыше он , кап… - шлепки по коленям
И раздался чистый звон, кап… - топаем попеременно(или хлопки в ладоши)
Звучащие жесты – это ритмические игры со своим телом, на поверхности своего тела. А вот игры с голосом – это игры, когда мы начинаем использовать в речевых играх фонопедические звуки. Это известный прием, который помогает
2. Игра с голосом.
Дили-дили-дили-дили, снизу вверх руками, как «колокольчик»
Динь, динь, динь вверху встряхиваем руками
Колокольчики просили
Динь, динь, динь вверху встряхиваем руками
Всех жучков: Ж-ж-ых.. руками , как плывут, проговаривая на выдохе – 2р.
Паучков : Х-х… выбросы «из кулачка» в разные стороны – 4р.
И веселых мотыльков: У-у… волнообразные движения обеими руками, голосом вверх-вниз
Спать, спать.. Баю, бай… ладони под щеку
Дили-дили-дили-дили, снизу вверх руками, как «колокольчик»
Динь, динь, динь вверху встряхиваем руками
Колокольчики просили: Динь, динь, динь вверху встряхиваем руками
Всех зайчат ушки, голосом играют «и-и-и..»
И ежат……трут кулачками перед собой, «фыр-фыр»
И ленивых медвежат покачиваются, «ра-ра-ра»
Дили-дили-дили-дили, снизу вверх руками, как «колокольчик»
Динь, динь, динь вверху встряхиваем руками
Уснули все, кого просили. У,у,у.. Хлопки
Ритм, заложенный в словах, фразах очень легко усваивается детьми. Прихлопывается, притопывается, переносится на музыкальные инструменты. (Беру кубики). Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, дикцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. Но, наверное, самое главное то, что дети, незаметно для себя выучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением.
3. «Таря-Маря» (с кубиками или палочками)
А сейчас мы будем петь свои песни!
Участники проходят к столу с приготовленным материалом.
Я сейчас предлагаю свои, ни на что не похожие песенки. Давайте обратим внимание на доску. Вы видите … двух размеров: большие и маленькие. Большие … будут дольше пропеваться, а маленькие будут пропеваться гораздо быстрее. Вот давайте дадим большому… имя ЛЯ, маленькому… имя ЛИ. Что получается? Посмотрите! (пропеваю, глядя на доску).
Я предлагаю Вам создать свои ритмические цепочки. И пока коллеги создают, ни на что не похожие, свои песенки, я хочу сказать, что этот современный метод – метод моделирования музыкального языка. И он позволяет в доступной форме показать, и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительности средств музыки, и их отношение. Отношения могут быть звуковысотные, темповые, динамические, ритмические… итак, коллеги у нас готовы!
4. Ритмические цепочки.
Хочу остановиться поподробнее и наглядно показать некоторые моменты. Распевки с массажем активных биологических зон.
Массаж носа «Морковь».
Вот-вот-вот-вот, вот-вот-вот, вот у нас морковь растет.
Ава-ава- ава-ава, вот веселая забава. . - поднимаемся по звукоряду
Овь-овь-овь-овь. это вкусная морковь
Массаж лица «Пчела»
Ла-ла-ла-ла на цветке сидит пчела
(Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам). 2 раза.
Ул-ул-ул-ул, ветерок подул. (пальчиками стучим по лбу)
Ала-ала-ала-ала, пчелка крыльями махала.
(костяшками 2-х пальцев энергично провести по крыльям носа) – 8 раз.
Ила-ила-ила-ила – пчелка мед носила.
(поглаживание лица сверху вниз).
Мы сейчас приступаем с вами к приему, который называется свободное манипулирование музыкальными инструментами. Его образное применение при озвучивании стихов, сказок – это самый любимый вид деятельности маленького воспитанника. Сложности никакой нет! Просто надо внимательно слушать стихи или сказку, и на кого я покажу рукой, тот музыкальный инструмент в это время должен играть.
5. Стихи с музыкальными инструментами. «Осень.
Тихо бродит осень по дорожке Осень в золотой одёжке. ( барабан)
Где листочком зашурши (маракасы)
Где дождинкой зазвенит (колокольчик)
Раздаётся громкий стук- тук-тук-тук! Тук-тук-тук! ( деревянные ложки) Дятел делает дупло, Белке будет в нём тепло! (металлофон)
Ветерок вдруг налетел, по деревьям зашумел! (дудочка)
Громче завывает, тучки собирает. (бубны)
Дождик – динь! Дождик- дон! Капель звонкий перезвон! (треугольник)
Всё гремит! Всё поёт! (все инструменты вместе)
Все дети: Это осень к нам идёт!
6. Сказка «Лиса и рыба»
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит,
копытами стучит - ТРЕЩОТКА
Бубенчиком звенит - БУБЕНЦЫ
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, - БАРАБАН
а сам пошёл впереди. - ШУРШУНЧИКИ (ЦЕЛЛОФАН)
Лошадка бежит, колокольчиком звенит – ТРЕЩОТКА, БУБЕНЦЫ
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбк КСИЛОФОН ГЛИССАНДО
Выбросила всю рыбку и сама убежала БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Таким образом, использование инновационных технологий играет важную роль в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста, способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагогов, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
Музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Ведь не зря существует такое изречение: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».
01.04. 2022 г.
ДЕНЬ БАНТИКОВ
12.04. 2022 г.
СПОРТИВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ
06.05. 2022 Г.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ ПОБЕДЫ
24.08. 2022 Г.
ПРАЗДНИК "ДО СВИДАНЬЯ, ЯСЕЛЬКИ!"
23.12. 2022 Г.
НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
21.02. 2023 Г.
ПРАЗДНИК "День защитника Отечества" с папами.
06.03. 2023 Г.
ПРАЗДНИК "8 марта"
07.04 - 14.04. 2023 Г.
ПРАЗДНИК ВЕСНЫ (младшая, средние группы)
12.04. 2023 Г.
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
(старшая, подготовительная группы)
05.05. 2023 Г.
9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
Отгремели те годы войны, где сражались герои страны.
Но мы помнить всегда должны,
Что в ответе за Родину мы!
2023 - 2024 учебный год
25.10. - 30.10. 2023 Г.
"ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА, ПРАЗНИК ВЕСЕЛЫЙ С СОБОЙ ПРИНЕСЛА!"
Ходит Осень по лесам, ходит Осень по полям.
Вот бы Осень заглянула ненадолго в гости к нам!
Мы б налили ей чаек, дали б вкусный пирожок
И печенье, и конфеты, и румяный кренделек!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК "ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА" НА ПРАЗДНИКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЯ СКАЗКА "ОСЕННЯЯ РЕПКА"
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА "РАДУГА"